Файлы-шаблоны в excel для ведения учета, бюджета и расчета точки безубыточности высылаются подписчикам.
Заполните форму слева и нажмите кнопку «Получить бесплатные уроки»
Тем, кто предпочитает читать:
Что такое баланс, и как им пользоваться
Представьте, что Вы начинаете новый бизнес, Вы учредитель и у Вас есть деньги – 200 тысяч рублей, которые вы вкладываете в свой бизнес.
Вклады учредителей в бизнес называются уставным капиталом.
Физически Вы берете 200 тысяч и кладете их в банк на расчетный счет своей фирмы, чтобы оплачивать закупку товаров.
1. Ваша первая операция – внесение этих 200 тысяч в уставный капитал предприятия.
Это всего одна операция и она записывается одной записью, но надо зафиксировать, что это Ваш вклад размером 200 тысяч и не упустить что это именно деньги, потому что вы ведь могли вложить в бизнес другое имущество, например Ваш автомобиль. Поэтому сумма записывается два раза и это называется двойной записью, чтобы отразить две стороны:
- Что это за имущество
- Кто его предоставил
Теперь баланс Вашей компании выглядит так:
Пассив показывает, откуда взялись деньги (источники). В нашем случае это взносы учредителей, то есть уставный капитал.
Актив показывает, в какое имущество вложены деньги предприятия.
Поскольку в активах и пассивах отражается одна и та же сумма, то естественно активы всегда равны пассивам.
Баланс это таблица из двух половин:
в левой половине баланса перечислены все активы и их стоимость,
в правой половине баланса перечислены все пассивы и их стоимость.
Все это на определенную дату. Последняя строка называется «баланс» и в ней пишут сумму всех активов (слева) и всех пассивов (справа). Эти суммы всегда равны, это и есть «активы равны пассивам».
Баланс составляют в тысячах рублей, чтобы было не так громоздко.
2. Деньги есть, можно работать и Ваша компания покупает товаров на 160 тыс. руб.
Теперь баланс будет выглядеть так:
При этом в пассивах ничего не изменилось, а в активах денег стало меньше на 160 тыс. руб. а товаров прибавилось на те же 160 тыс. руб. сколько убыло в одном месте, столько прибыло в другом.
3. Ваша фирма хорошо поработала и продала все товары за 250 тыс. руб. и за этот месяц нужно выплатить 60 тыс. руб. зарплаты Вашим сотрудникам
Таким образом, компания заработала прибыль:
250(выручка от продажи) – 160(себестоимость товаров) – 60(зарплата)= 30(прибыль).
Ваш баланс будет выглядеть так:
Из актива ушли товары, которые стоили 160 тыс. руб. и пришло 250 тыс. руб. выручки от продажи этих товаров. Активы выросли за счет заработанной прибыли 30 тыс. руб. Прибыль это тоже источник собственного имущества фирмы, поэтому она отражается в пассиве.
Когда Ваш бухгалтер посчитал зарплату, но еще не успел ее выплатить, то эта зарплата является Вашей задолженностью, потому что это чужие деньги, которые временно находятся у Вас. Поэтому она отражается в пассиве как источник.
4. Выплатим сотрудникам заработную плату 60 тыс. руб.
Ушли деньги с расчетного счета и обнулилась задолженность по зарплате. Исчез источник – уменьшилось имущество.
5. Поскольку дела пошли хорошо, компания решила взять кредит 500 тыс. руб., что бы закупить больше товаров и затем больше продать, зарабатывая больше прибыли.
Кредит в размере 500 тыс. руб. поступил на расчетный счет.
Теперь Ваш баланс выглядит так:
Кредит это источник, поэтому он записывается в пассив, и, пока Вы не успели его использовать он лежит в виде денег на расчетном счете.
6. Компания закупила новую партию товаров на 600 тыс. руб. и торговое оборудование на 110 тыс. руб.
Оборудование в бухгалтерии называется основными средствами (ОС). Кроме оборудования к основным средствам относятся недвижимость, автотранспорт и офисная техника.
Как видим, пассивы не изменились, а в активах ушли деньги с расчетного счета и на эту же сумму появились и товары и оборудование.
Конечно, учет для налоговой Ваш бухгалтер будет вести как положено, но во многих компаниях делают еще и учет «для себя». Такой учет называется управленческим и его Вы можете вести так, как удобно Вам и даже разработать собственные таблицы. Однако если Вы попытаетесь найти инвестора чтобы расширить бизнес Вам придется показать ему управленческую отчетность и лучше, чтобы она была ему понятна.
Баланс показывает состояние имущества Вашей фирмы на конкретный момент времени. Конечно, операции происходят постоянно, и каждая что-то меняет в балансе. Поэтому в бухгалтерском учете принято делать баланс на последний день каждого квартала, а в управленческом учете, как правило, баланс делают каждый месяц.
Баланс нужен для контроля Вашего имущества и Ваших долгов. Нередко так бывает, что владелец бизнеса не смотрит на баланс и упускает момент когда его долги становятся больше чем его имущество. Такая ситуация чревата банкротством. В следующем уроке мы поговорим о том, как этого избежать.
В бухгалтерском учете прибыль считают по кварталам и по годам. Эти промежутки времени называются отчетными периодами. В управленческом учете чаще считают прибыль ежемесячно и еще делают годовой отчет.
В отличие от баланса, отчет о прибылях и убытках показывает выручку не на момент времени, а за период, расходы за этот же период и прибыль, которую Ваша компания заработала в этот периоде.
В пункте 3 мы считали прибыль, отчет о прибыли будет выглядеть так:
В отчете о прибылях и убытках есть один нюанс (см. пример ниже) – в нем все цифры не за тот квартал, за который сделан отчет, а за все кварталы с начала года. То есть
отчет за I-й квартал это отчет за I-й квартал,
а отчет за II-й квартал этот отчет за первые два квартала,
отчет за III-й квартал это отчет за первые три квартала,
отчет за IV-й квартал это отчет за все четыре квартала то есть фактически отчет по прибыли за целый год.
Пример отчета о прибылях и убытках помесячно и по правилам бух. учета
Это сложилось исторически, потому что законодателями мод в учете являются крупные корпорации, которые отчитываются перед своими акционерами 1 раз в год и квартальные отчеты для них менее важны.
Многие владельцы бизнеса основное внимание уделяют прибыли и не следят за балансом, и напрасно, потому что очень легко упустить момент когда Ваши долги выйдут из-под контроля, и могут превысить Ваше имущество, поэтому обязательно следите за размером имущества и долгов и за своими расходами.
Старайтесь по возможности уменьшить долю постоянных расходов, их недаром называют расходы-убийцы. Дело в том, что для молодого бизнеса нет ничего более губительного чем расходы типа аренды и окладов, которые Вы вынуждены оплачивать даже если у Вас случился неурожайный месяц и Ваши доходы оказались ниже ожидаемых. Об этом мы подробнее поговорим в следующем уроке.
Коллеги финансисты,
Если Вас посетило вдохновение сделать бухгалтерскую программу в excel своими силами, то знайте — это нетрудно, используйте функцию суммесли (можно сделать и оборотно-сальдовую ведомость и шахматку; я сама долго этим увлекалась, пишите — пришлю пару файлов). Но сначала подумайте — а стоит ли? В excel сделать учет в разрезе клиентов, товаров или заказов очень сложно, а 1с в наше время стала очень дешевой — есть онлайн версия (они ее называют «аренда ПО») и цены примерно как у сервисов «мое дело» и «Эльба».
Жмите сюда: 1С онлайн бухгалтерия.
Бухгалтерский фольклор
Слышали ли Вы как ругаются бухгалтера? Есть профессиональные бухгалтерские ругательства, такие как
Едиж твою двадцать!
Почему именно двадцать ни один бухгалтер объяснить не может.
И еще есть страшное бухгалтерское проклятие: Ноль целых и хрен десятых!
<<<<< К уроку 3 | К программе курса | К уроку 5 >>>>> |
Здравствуйте, Маргарита!
Огромное Вам спасибо за Ваши замечательные уроки!
В уроке №4 видел, что при добавлении записи в журнал операций (в Excel) автоматически меняется баланс. Пожалуйста, подскажите с поможью каких формул можно создать переход от журнала операций к шахматке, к журналу ордеру и к балансу. (Как автоматически разнести проводки и суммы из журнала операций?)
Всего наилучшего,
Андрей
Добрый день, Андрей!
Для учет в excel хорошо использовать функцию суммесли. В качестве примера я прикрепила файл из урока 4.
Для малого бизнеса (в excel) я не использую ни шахматку, ни журналы ордера. На мой взгляд, достаточно двух листов «журнал операций» и «баланс». Баланс в виде оборотно-сальдовой ведомости.
Если бы мне пришлось делать шахматку я бы реализовала ее с помощью суммесли.
С уважением,
Маргарита